Полис обязательного медицинского страхования (ОМС) - удостоверяет право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.
Права застрахованных лиц в системе ОМС:
- на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая;
- на выбор страховой медицинской организации;
- на замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
- на выбор медицинской организации;
- на выбор и замену врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации;
- на получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
- право на защиту персональных данных;
- на возмещение ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи;
- на защиту прав и законных интересов в сфере ОМС.
Обязанности застрахованных лиц в системе ОМС:
- при обращении за медицинской помощью (исключение - оказание экстренной медицинской помощи) предъявить по своему выбору полис обязательного медицинского страхования на материальном носителе (за исключением иностранных граждан, временно пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, и лиц без гражданства или документ, удостоверяющий личность (для детей в возрасте до четырнадцати лет - свидетельство о рождении);
ВНИМАНИЕ! При обращении за медицинской помощью во время переходного периода (до 31.12.2025) застрахованные предъявляют полис на бланке либо выписку о полисе, а при наличии технической возможности однозначной идентификации застрахованного лица в едином регистре застрахованных лиц идентификация застрахованных лиц может осуществляться при предъявлении застрахованным лицом или представителем (в том числе законным представителем) документа, удостоверяющего личность застрахованного лица.
- уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;
- осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.
Также страховые медицинские организации рекомендуют застрахованным своевременно сообщать им о смене контактных данных, в частности, номера телефона, чтобы СМО могла информировать о правах пациентов в системе обязательного медицинского страхования и оказывать индивидуальное сопровождение при проведении диспансеризации и диспансерного наблюдения.
Отсутствие страхового полиса и документа, удостоверяющего личность, не является причиной для отказа в медицинской помощи в экстренных случаях, угрожающих жизни больного.
Если застрахованному отказали в бесплатном оказании медицинской помощи, а также для разрешения конфликтных ситуаций, следует обращаться:
- в администрацию медицинской организации – к руководителю или заведующему отделением;
- в страховую компанию, которой выдан полис ОМС или к страховому представителю этой компании;
- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения РФ.
Дополнительные консультации по вопросам бесплатного получения медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования можно получить по телефонам горячей линии Контакт-центра в сфере ОМС на территории Хабаровского края (звонок бесплатный):